Первый раз в многофункциональный класс

Когда мы говорим про качество образования, чаще всего мы подразумеваем программу и набор предметов, но редко саму учебную среду. Хотя именно архитектура является важным фактором в стимулировании учебного процесса: она отражает определенные образовательные задачи и влияет на формирование личности школьника.

С начала 20-го века больницы, школы и магазины – все было устроено по конвейерной системе, чтобы максимальное количество людей могло воспользоваться услугами. Длинные коридоры и однотипные аудитории советских школ напрямую отражали этот конвейерный дух. Перед современными школами сегодня стоит абсолютно другой вопрос: как воспитать в каждом школьнике индивидуальность и одновременно научить его справляться с огромным массивом новых знаний. На протяжении последнего десятилетия преподаватели, психологи и архитекторы совместно ищут подходы в проектировании школ, которые легко могли бы адаптироваться к изменяющейся информационной и образовательной среде.

Что такое современная школа

Во многих европейских странах уже существует практика строительства школ нового типа. Эти школы параллельно с новым междисциплинарным подходом в обучении, представляют и новый подход в архитектуре. К примеру, в гимназии Эрестад в Копенгагене нет привычного деления на классные комнаты. Архитекторы датского бюро 3XN, разработавшего проект гимназии, ставили своей задачей создание как можно более гибкого и многофункционального пространства. Здесь используются передвижные стены, которые позволяют подстраиваться под определенные учебные задачи и создавать аудитории, различные по размеру и освещению.

“Современные школьники это поколение детей, не похожее ни на одно из других предыдущих. У них не один, не два, а сразу несколько источников информации — это одновременно и учебник, и мобильный телефон, и планшетный компьютер и телевизор, — комментирует Джек Рентерия, директор по развитию бюро 3XN — Они понимают мир совершенно иначе. А это значит, что старый образовательный метод, когда знания передаются от преподавателя к ученику в формате лекции, больше не работает. Они должны учиться сами работать с информацией и находить нужные им источники. А для этого им уже не нужны стандартные классные комнаты, им нужны зоны общения и обмена идеями”.

Первый раз в многофункциональный класс

Источник фото

В гимназии Эрестад также нет привычных коридоров, а есть одно общественное пространство, которое объединяет все аудитории и становится центром притяжения. Здесь ученики отдыхают, общаются, обедают или встречаются с преподавателями. “В современном мире на образование влияют три основных фактора — новые технологии, глобализация и меняющийся рынок труда, — отмечает Джек Рентерия — По этой причине нам было важно отразить эти изменения и помочь школьникам подготовиться к профессиональной жизни. К примеру, компании постепенно отходят от формата вертикального управления: теперь они представляют собой объединения специалистов из разных сфер, а уровень продуктивности напрямую зависит от обмена знаниями внутри команды. Это означает, что школьное образование это уже не просто набор предметов, а это в первую очередь развитие навыков общения и работы с огромным объемом информации”.

В чем проблема стандартных российских школ?

“Именно отсутствие зон общения между учениками — основная проблема типовых зданий российских школ, ” — отмечает Алена Жмурова, консультант компании КБ Стрелка. Компания на протяжении последних двух лет занимается архитектурным консалтингом, в том числе и в сфере образования. В 2015 году КБ Стрелка выступила организатором международного конкурса на архитектурную концепцию нового здания “Умной школы” в Иркутске, первую в России школу современного типа.

“Одна из главных задач образования современного человека – уметь хорошо коммуницировать. Сегодня везде, и не только кстати в школах, в том числе и в торговых центрах, одним из показателей качественной среды является наличие общественного пространства, — объясняет Алена Жмурова — Никто естественно не говорит, что дети раньше не общались, но им приходилось жаться у подоконников, чтобы хоть как-то пообщаться. То есть потребность общения реализовывалась, но реализовывалась, получается, через попытки сломать существующую систему. Вам с другом негде присесть — и в итоге вы садитесь на пол”.

Вторая проблема — это неспособность сочетания и насыщения функциями. “Российские школы несколько монотонны, — продолжает Алена Жмурова — Английская школа кстати очень похожа на русскую типовую, но даже там есть разбег от маленького класса на трех человек до огромного зала с кафе. Линейка размеров разнообразная, а у нас это несколько классов, нанизанные на двухметровый коридор, — и так все три этажа. И вот на этих трех этажах идет четкое деление на функции: надо обучить детей — сажаешь их в большую классную комнату, надо покормить детей — делаешь под это столовую, надо детей развеселить — делаешь под это актовый зал — и дети, получается, общаются только внутри этих функций”.

На вопрос о том, почему старое здание, со всеми его недостатками не подходит для современного образования, Алена отвечает: “Естественно учиться ты можешь где угодно и архитектура этому не препятствует. Можно учиться где угодно и чему угодно. Но когда человек каждый день существует в каком-то пространстве, оно им соответственно воспринимается и оно у него записывается на подкорке. Поэтому архитектура это некая поддержка образованию. Следовательно, меняя подходы в образовании, надо менять и подходы к дизайну учебной среды”.

“Умная школа” в Иркутске

Первой попыткой найти альтернативу существующей образовательной системе в России должна стать “Умная школа” в Иркутске. Разработка этого образовательного проекта продолжается уже четыре года и включает специалистов из разных сфер. Инициатором проекта стала компания “Апостол” в лице Тины Канделаки, а директором проекта — журналист и деятель образования Марк Сартан. Работа над “Умной школой” началась с утверждения новой образовательной программы, а уже после был объявлен международный конкурс на архитектурную концепцию нового здания.

Первый раз в многофункциональный класс

Источник фото

“Мы говорим об образовании, которое включает в себя и обучение универсальным учебным действиям, например, анализу и сравнению, и достижение личностных результатов, например, способность ставить цели и умение делать выбор на основе нравственных ценностей, — комментирует руководитель проекта “Умная школа” Марк Сартан — Если мы учим человека быть автором собственной жизни, то он должен иметь возможность распоряжаться и пространством вокруг себя. Соответственно, пространство должно быть не застывшим и неизменным, а гибким и мобильным. Архитектура должна обеспечить трансформируемость и многофункциональность помещений и ландшафтного дизайна”.

Выбранное архитектурное решение полностью отвечает поставленным задачам. В проекте-победителе, совместной работе датской компании Cebra и российской компании UNK, присутствуют элементы, уже знакомые по опыту европейских школ. Внутренний двор, как центральное общественное пространство, большое разнообразие учебных аудиторий, в зависимости от освещения и размера, а также плавные переходы вместо коридоров.

Как это поможет в будущем?

По словам специалистов проекта “Умная школа”, основная проблема, которая встает перед современными детьми — это вопрос самоопределения. Стандартные школы не всегда способны развить в них мотивацию и инициативу для принятия важных жизненных решений. Когда в старшей школе встает задача определиться с тем, на какой факультет и в какой университет поступать, дети теряются. Ведь типовая школа не готовила их этому выбору. Им приходится основывать свой выбор на любви к определенному предмету или на том, в какой сфере работают их родители. Современные образовательные программы совместно с новыми подходами к дизайну учебной среды должны помочь в решении этой проблемы.

“Качественное образование невозможно без высокой мотивации самого ученика, — объясняет Марк Сартан — Иначе говоря, ребенок должен хотеть учиться. Поэтому современная школа должна стать такой, куда хотелось бы идти и откуда не хотелось бы уходить. Школьное здание вполне способно этому помочь: если архитектура будет яркой, радостной и удобной для занятий”.

Источник заглавной картинки

Мудрая сова 22 октября 2015